Льюис Хайн и социальная фотография. США, 1910-20-е годы
Американца Льюиса Хайна по-праву можно назвать одним из основоположников социальной фотографии. Именно ему удалось запечатлеть на фотоснимках весь ужас и безнравственность эксплуатации детского труда. Тем самым, в руках Льюиса Хайна фотография превратилась в мощный инструмент влияния на решение самых острых социальных проблем общества. Работы американского фотографа были направлены на то, чтобы улучшить жизнь иммигрантов и рабочего класса в Соединенных Штатах, а также запретить эксплуатацию детского труда во всех ее формах и проявлениях. Во многом благодаря фотографиям Льюиса Хайна в Америке был принят важный закон в защиту детского труда.
Будущий мастер социальной фотографии родился в небольшом городке штата Висконсин. С самого детства жизнь Льюиса Хайна была далеко не безоблачной – ему пришлось испытать на себе все тяготы тяжелого физического труда еще в детские годы. Маленьким мальчиком он начал работать на местной фабрике, наравне со взрослыми зарабатывая сущие гроши за поистине каторжную работу. Детей рано утром поднимали из постелей и гнали к производственным станкам, где они зарабатывали себе на кусок хлеба. Этот изнуряющий физический труд фактически лишал детей детства.
Впрочем, тогда мысли о том, чтобы бороться за свои права, вряд ли, посещали мальчика, но ему было хорошо знакомо чувство унижения и беспросветного существования. Одновременно с физической работой на фабрике Льюис Хайн заканчивает учебу в местной школе и, стараясь продолжить свое образование, решает поступить в Чикагский университет. После Чикаго он переезжает в Нью-Йорк, где получает ученую степень магистра по специальности социология.
Высшее образование помогает Хайну получить первую серьезную работу – в 1901 году он принимает приглашение стать преподавателем ботаники в Нью-Йоркской школе этической культуры. В этот момент и произошла его встреча с фотографией. Как в действительности произошло это знакомство, нам достоверно неизвестно. Однако, как вспоминал впоследствии сам Льюис Хайн, он приобрел свое первое фотооборудование в 1903 году. Это был фотоаппарат и пистолет для магниевой вспышки.
Быстрому овладению навыками и практикой фотографии ему помогла природная тяга к самообразованию и самосовершенствованию. Он оттачивал свое фотографическое мастерство простым методом проб и шибок. Впрочем, увлечение фотографией занимало на тот момент лишь небольшую часть его жизни, значительная же часть времени была связана с преподаванием в школе в еврейско-славянском гетто. Там он начал снимать повседневную школьную жизнь детей, стараясь совершенствоваться как фотохудожник.
Большинство населения еврейско-славянского квартала, в котором находилась школа, составляли мигранты. Они также стали главными персонажами первых фоторабот Льюиса Хайна. Он старался узнать об их повседневной жизни, устремлениях и надеждах на будущее. В результате, в 1905 году широкая аудитория смогла познакомиться с его фотографиями, посвященными незавидной и тяжелой судьбе иммигрантов, которые непрерывным потоком прибывали в Соединенные Штаты в поисках лучшей доли.
Работы Льюиса Хайна быстро привлекли к себе внимание политических сил, заинтересованных в продвижении целого ряда социальных законопроектов, и подконтрольных им изданий. Начиная с 1905 года, его фотографии, которые содержали в себе не столько художественный, сколько социально-политический контекст, начинают появляться на страницах различных журналов, вследствие чего Хайн приобретает достаточную известность. Он решает завязать с преподавательской деятельностью и сконцентрироваться на своем фотографическом творчестве.
В 1908 году Льюис становится штатным фотографом американского Национального Комитета Детского Труда. Эта организация начинает вести первую в истории Соединенных Штатов непримиримую и широкую кампанию против эксплуатации детей на фабриках и производстве. Яркие социальные фотографии Льюиса Хайна становятся своеобразным рупором этой компании. В течение многих последующих лет Льюис Хайн начинает ездить по огромной стране, от атлантического до тихоокеанского побережья, в поисках материала для своих фоторабот. То притворяясь страховым агентом, то представляясь проповедником или торговцем, он старается проникнуть на фабрики и заводы, где используется детский труд. Героями его фотографий становятся малолетние шахтеры, кочегары, портовые грузчики и рабочие.
Борьба за права детей становится определяющим в его творчестве и жизни. Как говорил сам Льюис Хайн: «Есть два дела, которым я хочу себя посвятить. Я хочу показывать вещи, которые должны быть исправлены и которые должны быть оценены по достоинству». Фотокамера Хайна в течение последующих лет извлекала на свет все неприглядные и ужасные стороны жизни американского общества. Тема детского труда в США долгое время оставалась запретной. Всем было прекрасно известно о том, что детский труд безжалостно эксплуатируется на производстве или в сельском хозяйстве, что он является дешевой альтернативой полноценной рабочей силе.
Однако первые призывы к запрету эксплуатации труда несовершеннолетних вызвали волну возмущения в обществе. Многие известные профессора, священнослужители, финансисты и писатели отказывались верить в то, что труд американских детей массово эксплуатируется на различных производственных предприятиях. Общество было убеждено, что хотя такие примеры и имеют место, они являются сугубо частными, эпизодическими случаями незаконного использования детей в качестве рабочей силы. А некоторые представители высшего общества даже утверждали, что ежедневный труд способствуют умственному и физическому становлению детей.
Вся проблема заключалась в том, что закон о запрете трудовой деятельности лиц до шестнадцатилетнего возраста ощутимо бы ударил по доходам крупнейших американских компаний. Поэтому американские монополии развернули в прессе ответную компанию, направленную на то, чтобы предотвратить принятие такого закона или узаконить использование детского труда на фабриках, признав его «богоугодным» делом.
Черно-белые фотографии Льюиса Хайна служили теми документальными доказательствами, которые были способны убедить американское общество в самом существовании этой проблемы. Они должны были растопить сердца и пробудить в американских гражданах чувства сострадания и сочувствия. Малолетние кочегары с потемневшими от копоти лицами, грузчики, неокрепшие тела которых сгибаются под огромной тяжестью, сельскохозяйственные батраки – фотографии Льюиса Хайна позволяли оценить истинное положение вещей и служили социальным обвинением против условий, в которых работали подростки и иммигранты.
Его непридуманные сюжеты и документальные фотоснимки насквозь проникнуты гуманизмом. Свои фотоработы этого периода сам фотограф лаконично назвал так: «Галерея потерянного поколения». Миссия выдающегося американского фотографа состояла в том, чтобы развенчать позорный миф об ограниченном распространении и благотворных последствиях рабской эксплуатации детей, чтобы покончить раз и навсегда с тяжелой физической работой детей на производстве.
Снимать интересные и яркие фотоизображения, посвященные социальной тематике, Льюису Хайну помогало не только прекрасное владение фотооборудованием, но и богатый жизненный опыт. Общению с детьми он научился, работая преподавателем в школе. Достучаться до сознания детей и иммигрантов, приоткрыть завесу их души, также помогала степень магистра по социологии и собственный опыт труда на производстве. Во время съемки дети часто болтали с фотографом, рассказывая ему о своей жизни, быте, работе и привычках. Они чувствовали искренность и заботу этого человека, неподдельность его переживаний, поэтому зачастую делились с ним самым сокровенным.
Свои фотографии Хайн часто сопровождал записями, которые позволяют в полной мере разглядеть на изображении живых людей и их чаяния. Например, «грузчик Оуэнс. 12 лет. Не умеет читать. Не знает алфавит. Говорит: «Да, я хочу учиться, но не могу, все время занят работой». Работает на фабрике 4 года». Один из самых известных снимков Льюиса Хайна называется «Видение». На нем запечатлена маленькая девочка, отвернувшаяся от ткацкого станка к окну фабрики. Эта фотография в свое время наделала много шума и стала настоящим символом борьбы против эксплуатации детского труда.
Ежедневная работа ЛьюисаХайна была весьма опасной, ведь владельцы фабрик и промышленных предприятий не только наотрез отказывались допускать штатного корреспондента на заводские территории, но, и открыто угрожали ему расправой. Однако его колоссальный труд не остался незамеченным в обществе. В период с 1908 по 1912 год Хайн сумел собрать уникальную коллекцию документальных фотоматериалов, развенчавших миф об ограниченном использовании детского труда и его благотворных последствиях. В немалой степени он способствовал изменению социальной политики страны. Благодаря давлению прогрессивной общественности американские парламентарии, наконец, приняли целый ряд законов, направленных на ограничение детского труда. Наверное, впервые в истории фотографии камера превратилась в мощный инструмент борьбы за социальный прогресс и права человека.
К концу своей жизни Льюис Хайн сталкивается с существенными финансовыми проблемами, и в 1940 году он даже был вынужден покинуть свой родной дом из-за долгов. Потратив столько жизненных сил и творческих чаяний на то, чтобы изменить жизнь к лучшему в своей стране, выдающийся американский фотограф, к сожалению, не получил и толики заботы от государства и своих сограждан на смертном одре. В один из дней всеми забытый, нищий и одинокий Льюис Хайн умирает в нью-йоркской больнице. Однако благодаря его бессмертным фотографиям память о нем жива до сих пор.
Льюис Хайн вошел в историю как непревзойденный мастер социальной фотографии, который впервые продемонстрировал, что с помощью обыкновенной фотокамеры можно пробудить людей к действию, вызвать в них сочувствие, чтобы, в конечном счете, изменить жизнь к лучшему.